Страничка педагога-психолога

Страничка педагога-психолога

 

 

 «Виртуальный кабинет педагога-психолога»

 https://disk.yandex.ru/d/d_ZuM51xg00NMw?w=1

 

 


 

  «Добрые сердца»

В МДОУ педагогом-психологом Михайловой Мариной Александровной организованы занятия для детей средних групп по программе «Добрые сердца». Такие занятия проходят в группе один раз в неделю. Занятия с детьми направлены на формирование нравственного поведения, воспитание дружеских взаимоотношений в группе сверстников, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, умение управлять своим эмоциональным поведением.  На данный момент уже прошли занятия по следующим темам: «Праздник вежливости», «Вежливая просьба», «Почему надо уметь уступать». «Давайте жить дружно», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Секреты дружбы», «Я не жадина», «Кто кого обидел?», «Почему нельзя дразниться», «Зайчик, который всем  помогал», «Надо вещи убирать, не придется их искать» и др. Дети в группе становятся более дисциплинированными, научились чувствовать товарища, стараются ему помочь, сдерживают свои негативные эмоции, сопереживают друг другу. Взрослые, воспитатели и дети становятся ближе друг к другу. А в группах царит атмосфера добра, уюта и комфорта.


 

 

Уважаемые родители!

Коллектив МДОУ «Детский сад комбинированного вида №7 «Огонек» поздравляет Вас  с наступающими новогодними праздниками, и предлагает Вашему вниманию  буклет «Наш веселый Новый год» в котором вы найдете для себя много нового и интересного.

 

скачать буклет

Буклет подготовила Михайлова М.А., педагог-психолог


 

Как ребёнок познаёт мир вокруг себя?

 Каждый ребёнок имеет несколько способов познания окружающего мира – он видит, он слышит, он ощущает. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации наших детей мы можем условно разделить их на три категорий: аудиалы, визуалы и кинестетики. Такие особенности психики проявляются уже в дошкольном возрасте и играют большую роль в налаживании контактов ребенка с окружающими, в успешности обучения и воспитания, получения новых навыков и умений. Очень важно общаться с ребенком на «его языке». От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения и письма. Также значительно отличаются особенности умственной работы (уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.). Если педагог знает, к какой категории относится их воспитанник, им легче строить с ним отношения. Многое становиться понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания, и решать другие образовательно-воспитательные задачи.

  • С аудиалом используйте вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой).  Дети-аудиалы (скачать материал)

  • С визуалом используйте слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяйте цветом различные пункты или аспекты содержания; записывайте действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия. Дети-визуалы (скачать материал)

  • С кинестетиком используйте жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помните, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволяйте им проигрывать в ролях части вашей информации.

  •  Дети -кинестетики (скачать материал)

 

 Учитесь понимать друг друга, тогда в вашей жизни и в жизни ваших детей будет намного меньше проблем!!!

Консультацию подготовила Марышева Я.Н., старший воспитатель

Использованы материалы: http://doshkolnik.ru/psihologiya.html

 


 

Мера заботы о детях, или что такое родительская любовь

Внимание, забота, любовь, попечение, переживание о ком-то - все эти слова близки между собой по действиям, которые совершают люди, испытывающие подобные чувства. Что же такое забота? Это проявление любви или внимания, или это отдельное понятие, которое по-особенному проявляется? Существует несколько определений слова "забота". Это и внимание, уход, деятельность или мысль, которая направлена на обеспечение кого-либо или что-либо благополучием. Понятно, что это определенные усилия и старания на благо какого-либо объекта. Некоторые понимают под заботой беспокойство, усердие или вообще что-то обременительное.

Как проявляется забота, мы узнаем еще с маленького возраста. Многим знакома картина плачущего после падения ребенка, которого всеми усилиями пытается успокоить мама. Малыша, который болеет, мама готова на руках носить везде и всегда, давать ему самое вкусненькое и полезное, лишь бы он выздоровел. В благополучных семьях мамы являются первым примером ухода и попечения, объединенного в одно понятие - забота. Проявляется нежная забота в беспокойстве родителей за детей, жены за мужа и наоборот. Это беспокойство не просто на словах или в сердце, оно подкрепляется конкретными действиями, например, приготовление любимых или полезных блюд мамой, укрывание холодной ночью ребенка, осуществление покупок посторонним небезразличным человеком какой-либо одинокой бабушке и так далее.

Все родители уверены, что их дети какие-то особенные. Для каждого любящего родителя действительно свой ребенок самый умный, талантливый и хороший. Забота о детях - это большая ответственность для родителей. Сначала нужно проявлять любовь и внимание к младенцам, потом к малышам, затем к подросткам. При этом нужно их обеспечивать и постоянно решать маленькие или большие проблемы, связанные с ними. Безусловно, родители устают от постоянного груза проблем, но это не снимает с них ответственности.

Проявляя заботу о детях, они не должны забывать о потребностях детей. Существует псевдозабота, когда мама или папа пытаются через проявление чрезмерной заботы или внимания решить какие-то свои проблемы. Иногда в своем стремлении обеспечить ребенка всем они забывают о его потребностях в признании, тактильных ощущениях каждый день, любви и понимании. Нежная забота о детях - это проявление внимания к моральным, физическим, социальным, психологическим и материальным нуждам детей. Родителям стоит уделять всем этим сферам одинаковое внимание.

Давайте вместе с вами узнаем, какую  вы проявляете заботу по отношению к своим детям?

Тест «Мера заботы о ребёнке»

 Материал подготовила педагог-психолог Михайлова М.А.

В СТАТЬЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ

 интернет ресурса  http://fb.ru/article/189138/zabota


 

 

Адаптация ребенка к ДОУ.

Период раннего детства прекрасен и эмоционально насыщен для малыша и его близких. Это замечательный ни с чем несравнимый период психологического единения матери и ребёнка. Но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад.        

  Проявления и длительность адаптации.

Советы родителям по адаптации ребёнка к ДОУ

Адаптационный период для каждого ребёнка проходит по-разному и определяется особенностями его нервной системы, уровнем развития общения, общим эмоциональным фоном (настроением), семейными обстоятельствами. Необходимо помнить, что перемены в жизни ребёнка – это также тест на родительскую компетентность, показатель того насколько родители готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности. Помните о том, что на новом жизненном этапе малыш учиться приобретать опыт построения отношений с миром и Вами, делает важные шаги на пути своего развития, развития своей личности. Родительская поддержка, принятие тревог и забот ребёнка, уверенность в том, что он справиться со всеми трудностями придадут маленькому человеку веру в свои силы и обеспечат необходимый эмоциональный настрой. Находите контакт с воспитателями дошкольного учреждения. В нашем саду в адаптационных группах работают специалисты со стажем работы более 15 лет. Они знают, как успокоить малыша, как отвлечь ребенка от негативных переживаний. Они всегда готовы прийти родителям на помощь и подсказать, как действовать с малышом в критические моменты и ситуации.

Педагог-психолог Михайлова М.А.

 


 

Как дошкольник становится школьником

 Казалось бы, ответить на этот вопрос можно просто: поступает в школу. Но это иллюзия простоты. Есть дети, которые, обучаясь в первом и даже во втором, третьем классе, остаются дошкольниками. А есть и такие, что, поступив в школу, теряют черты дошкольника, но по-настоящему в школьников так и не превращаются. Разница между дошкольником и школьником - не внешняя, а внутренняя, психологическая. И определяется она тем, как ребенок относится к другим людям - взрослым, сверстникам, к заданиям, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него психические качества, необходимые для систематического усвоения знаний...

Психологический портрет школьника

В нашем детском саду для воспитанников подготовительных групп педагогом-психологом будет реализована программа «Скоро в школу», целью которой является развитие социальной компетентности и подготовка ребенка к обучению в школе.

ЗАДАЧИ: 1. Развивать у детей предпосылки к учебной деятельности: коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь, общую и мелкую моторику).

2. Формировать волевые качества, эмоционально – положительное отношение к школе. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает соответствующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание», «Память», «Мышление», «Речь». На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Программа «Скоро в школу» предусматривает следующие формы организации:

1. Фронтальное (подгрупповое) занятие – 2 раза в неделю. 2. Индивидуальная работа. Структура занятий по психологической подготовке детей к школе состоит из следующих этапов: 1 часть – развитие мелкой моторики; 2 часть – развитие мышления; 3 часть – развитие речи; 4 часть – развитие памяти; 5 часть – развитие внимания; 6 часть – снятие эмоционального напряжения, релаксация.

В начале занятия предусмотрены игры и упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, прописывание узоров в тетради. Далее идут игры и упражнения на развитие познавательных процессов. В заключительной части каждого игрового занятия проводится церемония прощания – рефлексия. Совместное обсуждение и переживание как положительных, так и отрицательных эмоций объединяет детей, порождает у них желание поддерживать друг друга.

Педагог-психолог Михайлова М.А.


 

   Как сберечь ощущение радости жизни.

  • Включайтесь в реальность.

Если есть что – то, что отличает по – настоящему счастливых людей, так это то, как они строят отношения с окружающими – говорят психологи. Если вы целый день проводите за компьютером, доставьте себе радость – пообщайтесь с кем - нибудь в реальной жизни. Даже в окружении незнакомых людей вы почувствуете себя лучше, ведь в зрительном зале мы смеемся чаще, чем дома, сидя перед телевизором.

  • Кого благодарить?

Идея составить список всего, за что вы благодарны судьбе, может показаться глупой, но это действительно способ.

Учет счастливых мгновений, по мнению психологов, может значительно повысить ваш коэффициент счастья.

  •  Накапливайте впечатления.  

Перебирая в уме приятные события дня, мысленно нанизывайте их на нитку, словно бусинки. Это упражнение поможет вам сосредоточиться на, казалось бы незначительных, но от этого не менее приятных вещах.

  •  Любите своих близких.

 Уделяйте большое внимание тем, кого вы любите, и вы чаще будете чувствовать себя счастливыми.

 Старайтесь реализовать себя в своей любимой профессии. Если профессия вас тяготит, постарайтесь сменить  работу  - это будет выгоднее для вас и для общества.

  •  Помогайте другим людям. 

 В нас глубоко заложен альтруизм – потребность бескорыстно помогать окружающим. Помогая другим – вы помогаете себе.

Во – первых, растет самоуважение, во – вторых, снимаются психические и физические стрессы.

 Постарайтесь быть счастливыми! Понаблюдайте  за собой, подумайте и выясните, что именно приводит вас в хорошее настроение, что радует и стремитесь к этому.

  •  Больше двигайтесь. 

 Любая физическая активность доставляет здоровому человеку настоящее наслаждение. Академик  Павлов называл это чувство «мышечной радости». Есть мнение, что при физических усилиях в мозге вырабатываются своего рода естественные наркотики, приводящие к эйфории.

  •  Не бойтесь быть несчастными.

Это закон психологического маятника: если сегодня вы несчастливы, неизбежно придет и обратное состояние. При этом у кого маятник особенно сильно отклоняется в минусовую сторону, должны помнить о том, что велики будут и плюсовые колебания.

Желаем удачи в работе на собой!

Помните: счастливы вы, счастливы ваши дети! 

                                                                                                                 Конкина Н.Н., педагог-психолог


 

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

скачать консультацию «Учим ребенка общаться»


 

 «Развод родителей глазами ребенка» скачать буклет

 


 

Когда появляется долгожданный ребенок, вам хочется быстрее начать общаться с ним. Но неожиданно открывается, что малышу нужен пока другой язык общения - не тот, к которому привыкли мы, взрослые, а совсем иной. Что сказать ему? Какую ласковую песенку спеть, чтобы он закрыл глазки? Какой веселой говоришкой его развеселить, чтобы он счастливо улыбнулся вам в ответ?

Потешки и забавы на каждый день. скачать буклет

                                                                             


 

Игра - серьёзное занятие для ребёнка. Наблюдая, как играют дети, строят ли они башню из кубиков, кормят куклу или учатся катать мяч, многие взрослые полагают, что всё это просто развлечение, не имеющее ничего общего с серьёзными занятиями в последующей жизни ребёнка: учёбой, приготовлением уроков, овладением специальностью. Это, безусловно, неправильное представление, которое большинству из нас, взрослых, было привито в детстве, когда нас учили, что игра - забава, приготовление уроков - необходимость и обязанность, а работа - скучный тяжёлый труд.

В какие игры поиграть? скачать буклет

                                                                                      


 

 

Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

 1.   Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.

 2.   Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.

 3.  Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.

 4. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).

 5.   Будьте внимательны к ребенку,

6.   Устройте семейный праздник вечером.

 7.  Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.

 8. Будьте терпеливы, проявляйте доброжелательность, открытость и искренность в общении с малышом.

                                                                                                                                    


 

 

В детский сад с улыбкой! скачать буклет


 

  Готов ли ребёнок к школе?

Многим из вас, уважаемые родители, приходит в голову мысль: "А не отдать ли в школу ребёнка пораньше? Не в 7, а в 6 лет?" Прежде чем принять такое важное решение, нужно очень хорошо подумать, и правильно оценить готовность вашего ребёнка к обучению в школе.

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.
этого периода особенно проявляется в процессе освоения грамоты.

          Психологическая готовность к школе это не тоже самое, что и физическая . Первая включает в себя процессы, зависимые от системы требований, которые школа предъявляет к ребенку. Связаны они с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте.  Вторая включает процессы, связанные с созреванием детского организма. Это — увеличение веса (в месяц в среднем на 200 г) и длины тела (на 0,5 см); изменение пропорций тела; формирование моторно-двигательной сферы и физической выносливости; увеличение работоспособности и т.д. Оба вида готовности тесно связаны друг с другом, но не тождественны. Оба они — не застывшее состояние «готов—не готов», а динамическое явление, и, принимая ребенка в школу, мы имеем дело с развивающимся, постоянно изменяющимся человеком.  Но психологическая готовность, безусловно, связана с физиологической, функциональной готовностью к школе. К 6 годам у ребенка относительно хорошо сформирована двигательная сфера, он владеет достаточно тонкими движениями сложного порядка (лазание, кувыркание, бег на коньках, лыжный ход, плавание, гимнастика, тонкие ручные движения), становится более быстрым и ловким. Увеличиваются работоспособность, выносливость ребенка, устойчивость к монотонии. Но, тем не менее, он по-прежнему нуждается в щадящем режиме, так как легко утомляется, особенно в условиях одной и той же деятельности или деятельности однообразной. Сегодняшний 6-летний ребенок подвержен и «школьным стрессам» и «дидактическим неврозам».

  Компоненты школьной готовности

Предлагаем вам специальную диагностическую методику для родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, смогут сами определить сформированность готовности своего ребенка к школьному обучению. Однако прежде чем говорить непосредственно о диагностической методике, необходимо сказать об определенных правилах.


1. Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра или какая-либо повседневная деятельность.
2. Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется. Или будет слишком напряжен.
3. Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя.
       

Тест известного американского психолога Джеймса Чейпи.

Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе

Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций

Тест на уровень развития познавательной деятельности

Тест «Кругозор»

Тест «Круг»

Тест "Человек"

Тест для родителей

Для консультации использованы материалы сайта www. karapuz.com.


 

  Стрессоустойчивость и способы преодоления стрессовых ситуаций дошкольниками.

Мы, взрослые, нередко бываем в ситуациях, которые принято называть стрессовыми. Но мы не задумываемся, что наши дети также бывают подвержены стрессам.  

Что такое стресс?

  Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напряжение) — состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях.

Стресс является неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности. Человек не может полноценно функционировать, если на его органы чувств не действует достаточное число соответствующих раздражителей. В частности, если на мозг развивающегося ребенка с детства не будет действовать определенное количество сенсорных, эмоциональных или социальных раздражителей, то психические процессы не смогут гармонично развиваться, и социализация личности не произойдет. На обилие раздражителей организм реагирует состоянием стресса, которое играет мобилизующую и потому положительную роль.

Чтобы ребёнок развивался правильно нужно формировать у него  стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость - совокупность личностных качеств, позволяющих переносить интеллектуальные, эмоциональные и волевые нагрузки без особо вредных последствий для деятельности окружающих и собственного здоровья.

Для дошкольников труден даже нормальный физический, эмоциональный и интеллектуальный рост. Для него трудны достижения независимости, самостоятельности и самодостаточности. Если окружающие взрослые понимают и поддерживают его, то эти трудности роста воспринимаются положительно, и у ребенка развивается чувство уверенности в себе и способности к преодолению трудностей.

Факторы возникновения стресса у детей:

-внутренние  (темперамент, физические недостатки, болезни, страхи, задержка развития, одаренность);

-внешние(бедность, раздельное проживание родителей, рождение младших детей, физическое насилие, отсутствие теплых отношений, завышенные требования или их отсутствие).

Стресс, возникающий в условиях детского сада, можно нейтрализовать. Для этого необходимо:

1)                  знать индивидуальные и возрастные особенности своего ребёнка, особенности общения дошкольников со сверстниками;

2)                 использовать способы развития стрессоустойчивости.

   Общение со сверстникам в дошкольном возрасте строится как общение с равным партнером, ребенок чувствует себя расковано и непосредственно, поэтому в общении раскрывает новые качества и личностные характеристики. Чем старше ребенок, тем большее значение приобретает общение со сверстниками. Результаты исследований свидетельствуют, что дошкольники 3- 7 лет отдают наибольшее предпочтение ровеснику, удовлетворяющему их потребность в доброжелательном внимании.  Потребность в игровом сотрудничестве является второстепенной. К старшему дошкольному возрасту значительно увеличивается потребность во взаимопонимании и сопереживании сверстника. Очевидно, что общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребенка: оттого, насколько успешно складывается это общение, зависит темп развития ребенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям. Стрессоустойчивость, как психологическое качество, вырабатывается при удовлетворении ребенком потребности в общении со сверстниками, при ощущении принятия его личности.  Дошкольник не может обойтись без сверстников, од­нако, его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоэффективным. Ребенка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конф­ликтной ситуации, мириться, различать допустимое и не­допустимое поведение.

 


 

 

  Кризис 3 лет

 Многие родители детей 2-3-летнего возраста обращаются к психологу  по поводу "невозможного" поведения детей этого возраста: истерики, негатив "на пустом месте", безобразное поведение. Несмотря на то, что все знают о "КРИЗИСЕ 3 ЛЕТ",  родителей всё же волнует вопрос: чем занять малыша дома, как отвлечь от капризов и баловства? На самом деле, маленькие дети начинают себя "плохо" вести, когда им скучно. А так как пока они не могут сами себя занимать играми или, если могут, то недолго, предлагаю вам поиграть вместе со своим ребёнком. Эти игры не только отвлекут и развлекут малыша, но ещё и будут способствовать развитию у него важных психических процессов.

  Развиваем память, внимание

 Развиваем восприятие величины, формы

 Развитие восприятия цвета

 Развиваем двигательную активность, координацию

 Развиваем кисть, мелкую моторику

 Желаю Вам терпения и взаимопонимания с вашим ребёнком!

 Для консультации использована литература: Лютова Е.К. Монина Г. Б. «Шпаргалка для взрослых», Романов А.А. «Игровые задачи для детей»

 


 

 

  Играть? Играть!

Не все родители знают, что самым действенным средством воспитания детей раннего и дошкольного возраста является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры.  Игра соответствует возрастным своеобразиям малышей, так как они эмоциональны и чувства (эмоции) в их поведении и деятельности выступают на первый план. Игра тоже эмоциональна, а потому и естественна для малышей. Игра - источник положительных переживаний и доставляет ребенку удовольствие, радость. Играя, маленькие дети проходят большой путь развития. В игре, благодаря игрушкам, дети легко и с удовольствием познают жизнь, окружающий их мир и не только близкое окружение, но и предметы и явления отдаленные, с которыми в жизни они встречаются только потом, в более старшем возрасте. Игра - средство развития активности детей.  

 

Ребенок развивается и воспитывается в игре. Игры способствуют физическому и умственному развитию, обогащению эмоциональной сферы, социализации, развивают способность к коммуникации, умение строить отношения с другими людьми. Кроме того, в игре формируются трудовые навыки и привычки, а также привычка к дисциплине, которая начинается с соблюдения правил игры, происходит развитие волевого и соревновательного начала личности.

Игрушки детям надо давать с учетом их возрастных своеобразий и в меру, понемногу, чтобы дети не потеряли к ним интереса. 

Игровой уголок в вашем доме

Игры для развития внимания, воображения, скорости мышления

Игры для развития коммуникабельности

Игры для установления контакта

Игры и упражнения для снижения агрессии

Игры и упражнения для снятия страхов и повышения уверенности в себе

 Родители должны помнить, что к игре ребенка нельзя относиться легкомысленно. Не нужно ему мешать во время игры, отвлекать, резко прекращать игру, даже если пришло время еды или сна. Ни в коем случае нельзя разрушать то, что ребенок создает во время игры.

Для консультации использована литература:

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб., 2001.

Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2000.

Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Пер. с немецкого / Практическое пособие для педагогов и психологов. - М., 2002.

 
Дата последнего обновления страницы 04.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения