Глиняные забавки

Глиняные забавки

 

 

 

На кружке «Глиняные забавки» решаются задачи не только по лепке, но также важной задачей ставится раскрашивание (младший возраст) и роспись игрушек. Дети знакомятся с символикой знаков при росписи народных игрушек. Начиная со средней группы, дети учатся расписывать посуду, по стилю гжельской керамики. Сначала элементы росписи наносят на бумаге, затем на отбеленные плошки. Помогают понять цвет, элементы росписи легенды, сказки, стихи, которые дети с интересом слушают. Вот одна из них, прочитайте детям.

 Легенда «Откуда в Гжели синий цвет» (знакомство детей с Гжелью).

«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили мастера, что такого синего неба нигде в мире не найти. Взяли мастера частичку синего неба, да частичку голубой реки себе для работы. И стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».


 

      Васильковая гжель.

В ноябре дети на занятиях знакомятся с Гжельской керамикой, историей этого промысла, изделиями и сами лепят посуду и игрушки, а затем украшают гжельской росписью.


 

  Под Москвой, в городке Гжель, ещё с XVI века изготовлялись из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские керамические изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. Они изготавливаются из белых глин. Роспись – сочная, широким мазком, бело – синий узор, воспроизводящий сценки народной жизни или цветочные композиции, выполнен в русской национальной манере. Узор украшает вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, пепельницы, чайные сервизы. Роспись сосудов производится от руки. Особенно большим спросом пользуются гжельская посуда, настольная скульптура и игрушки.

 

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой, 
Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Её трава шелковая, её цветы весенние – 
И мастерство волшебное достойны восхищения.
Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай,
Гостей на праздник радостный сердечнее встречай!


 

Лепка посуды из жгутов спиралью.

 

Слепим миску из жгутов (колбасок из  глины). Скатываем шарик из глины. Расплющиваем его в круглую лепешку (толщина в палец). Это будет донышко миски. Далее катаем еще одну колбаску и прилепляем ее по кругу к донышку. 

 

Важно понять, что крутить нужно не колбаску, а само донышко. Прилепляем колбаску так, как показано на фото — самым удобным способом для руки. Этот процесс вращения миски по кругу сам создает симметричную и ровную форму. Если же вы поставите донышко на стол, а вы будете прилеплять к нему со всех сторон колбаски, то получить круглую форму будет намного сложнее. Чтобы колбаска хорошо держалась, ее нужно слегка примазать к донышку. Итак, фиксируем ее на месте, окончательно разглаживать стенки будем в самом конце.

Какой длины будет колбаска — не важно, намазывайте ее по спирали, переходя со слоя на слой. Но чем длиннее будет колбаска, тем лучше. Когда примазали всю колбаску, присоедините к ней следующую и так мотайте дальше.

Однако не готовьте колбаски заранее, они очень быстро высыхают.

Когда готовы все 3-4 этажа миски из колбасок, примазывайте их один к другому – сверху вниз.

Примазываем так, чтобы не оставалось неровных горизонтальных следов. Руку держите так, как вам удобно.

После этого тоже самое нужно проделать с внешней стороной. Внизу останется излишек глины – его примазываем к донышку, а все лишнее снимаем.

Далее возвращаемся к наращиванию этажей колбасок. Через 3-4 этажа снова примазываем сверху вниз и прилепляем к нижней части миски. Убираем и сглаживаем все горизонтальные щели, после чего

разглаживаются вертикальные полоски (при помощи круговых движений по горизонтали). Ну вот, внутренняя поверхность почти готова. С наружной стороны также сначала смазываем слои по вертикали, а потом по горизонтали.

Для разглаживания можно использовать скребок, который вырезается, к примеру, из крышки одноразового пластикового ведра. Держим скребок так, чтобы он имел плавную изогнутую форму, которая совпадает с выпуклостью миски. Все неровности на поверхности аккуратно соскребаются этим инструментом. Посуду держим изнутри второй рукой.

На этом работа практически окончена! Миска из глины, сделанная своими руками, готова. Вы ощутили саму суть лепки – вращение, сглаживание движениями по горизонтали, вырастание посуды от донышка к верху. Чтобы сделать ровный носик, пальцем отгибаем носик наружу, а двумя пальцами другой руки в это время поддерживаем стенку по сторонам от него.

При помощи палочки можно нарисовать орнамент, можно вылепить какие-то элементы и присоединить их к миске или расписать красками. Когда миска высохнет – она станет достаточно твердая, главное – ее нельзя мочить в воде.

Элементы Гжельской росписи: цветы - розы, тюльпаны, астры, гвоздики, листья, штриховка – сеточка, жилка, завитки.

(на фото дети, посещающие кружок "Глиняные забавки")


 

 

Вот уже 2 недели дети посещают кружок «Глиняные забавки». На занятиях ребятишки снова встретились в горнице с домовёнком Кузей. Кузя провел экскурсию в мини- музее народной игрушки, познакомил с разнообразными глиняными игрушками, созданными руками  детей, которые посещали кружок. Для домовенка дети смастерили корзинки, чтобы собрать богатый урожай на огороде и в лесу, старшие дети украсили горницу декоративной пластиной с осенней тематикой.

 А к малышам пришёл в гости глиняный комочек со своими друзьями, в которых спрятались сюрпризы. Дети сначала оробели, боясь запачкать руки, но интерес взял верх и они мяли кусочек глины, щипали, расщипывали на мелкие кусочки пока не добрались до сердечек, звёздочек. Счастливые малыши благодарили глиняный комочек за сюрпризы.

Пока только одна малышка не может перебороть страх, испачкать руки, но для неё Кузя приготовил глиняный комочек  с сюрпризом домой, в надежде, что глина её всё-таки заинтересует.

Хочется обратиться к родителям, пожалуйста не пропускайте занятия без уважительных причин, так как принцип обучения на занятиях- от простого материала к сложному .


 

В нашем ДОУ большой популярностью пользуется  кружок «Глиняные забавки». Его посещают около 60 детей. Руководитель кружка - воспитатель 1 квалификационной категории Щербакова Ольга Геннадьевна.

Цель кружка: Обучение лепке из глины.

Задачи кружка:

  •         Приобщение детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;
  •         Формирование эстетического вкуса у детей;
  •         Развитие художественно-творческие способности у детей, желание  вносить элементы прекрасного  в жизнь;
  •         Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций глиняных фигурок;
  •        Развивать мелкую моторику рук.

Группы сформированы по возрастам: дети младшего возраста, дети среднего возраста и старшие дошкольники. В каждой группе по 12 детей.

Для лепки необходима глина и салфетки для обтирания рук. Глину можно купить в любом магазине канцтоваров. Занятия  с глиной очень нравятся детям. Перед работой кусок глины необходимо завернуть во влажную салфетку и положить в пакет, после чего хорошо промесить руками. Готовая к работе глина мягкая, легко «поддаётся»  рукам ребёнка. После сушки фигурки можно расписать акварельными красками или гуашью.

Заниматься с детьми лепкой желательно с раннего возраста.  Материалом для лепки может служить глина, тесто,  пластилин. Предлагаем вам попробовать позаниматься с самыми маленькими детьми в домашних условиях.

С чего начать?

Для самых маленьких знакомство с глиной лучше начинать с глины для моделирования, она экологически чистая, безопасная и не токсичная. Работать с ней очень удобно - в отличие от пластилина, она не липнет к рукам, размять ее усилий не требуется. Готовые изделия совсем не нужно сушить в духовом шкафу - глина сохнет прямо на воздухе. Кстати, пока она сохнет, в поделку можно внести изменения, слегка увлажнив ее водой из распылителя. Поделки будут долго радовать ребенка - глина не трескается после высыхания, даже когда изделие высохло, глина остается очень мягкой и легкой. Время полного высыхания 12 часов.

Дайте малышу глину, и он сам начнет самостоятельно работать с ней. Мять, вдавливать в стол, бить, мять, плющить, собирать вместе, отрывать кусочки, накладывать куски один на другой и крутить в ручках.

Малыш также может отщипывать от куска глины кусочки и складывать на стол, резать ножичком колбаску на мелкие куски, расплющивать куски глины в лепешки, выковыривать в куске глины дырки и засовывать в них мелкие кусочки. А научившись лепить шарики, он сам сможет без труда сделать себе игрушки - прыгающие мячики.

Глина — это еще и прекрасный материал для детских игр. Пока она влажная и пластичная, с ней можно обращаться, как с песком в песочнице, строя из нее все необходимое для игры, не боясь сломать, или испортить. Самая простая и в то же время впечатляющая вещь, которую можно делать даже с самыми маленькими детьми, — это дороги. Первое, что начинают делать с глиной многие дети, — бить по куску кулаком или ладошкой, пока он не превратится в блин. Можно назвать этот блин тарелкой и играть в обед, можно назвать его стеной и строить дом… Но ничто не сравнится с дорогой. Все новые и новые куски отрываются, укладываются и плющатся, и вот уже вдоль всего стола идет дорога. Во-первых, дорога — это изучение и покорение пространства, что является одной из главных задач ребенка. Во-вторых, по дороге могут ездить его любимые машинки, с которыми он не хочет расставаться и на занятии. В-третьих, дороги ведут откуда-то куда-то. Начав с дорог, можно играть и в город, и в стройку, и в гости, и во все остальное, что только может быть на свете. А уж если начать строить мосты… В-четвертых, строительство дорог — занятие не только интересное, но и долгое, и оно может занять ребенка на весьма продолжительное время.

А если у вас нет возможности приобрести глину для моделирования, то используйте простую глину или магазинную голубую. Ребенок с песком может играть в теплую погоду, а вот зимой без глины не обойтись! Застелите пол клеенкой и дайте малышу кусок глины. Радости будет море. Он будет с ней играть с большим удовольствием.

Если у вас возникли проблемы с магазинной глиной, вот несколько советов по подготовки ее к лепке. Магазинная голубая глина сухая просто потому, что пакетик с дырочками, и вода испаряется. Разминать ее руками бессмысленно, потому что количество воды в ней не увеличивается. Наоборот, от рук она сохнет и твердеет дальше. Ее нужно смачивать, но очень медленно. То есть, намочить тряпку, обмотать ею глину, положить в полиэтиленовый пакет и плотно замотать. Вода будет медленно проникать в глину. На следующий день разверните и посмотрите. Если размякла недостаточно, то опять намочите тряпку и опять оберните, положите и замотайте. И так далее, до тех пор, пока она не станет как тесто, или как хороший пластилин.

Первое знакомство с глиной:

  • покажите малышу глину и объясните, что глина мягкая и пластичная, из нее можно лепить разные фигурки; 
  •  покажите, что глина для моделирования бывает разных цветов (желтый, красный, зеленый); дайте малышу выбрать самому цвет, который ему нравится; 
  •  дайте малышу самостоятельно поддержать глину в руках, пусть попробует ее на ощупь;
  • покажите, как можно разминать глину пальцами, сдавливать ее в разных направлениях, изменять ее форму;
  • дайте малышу возможность, самостоятельно поиграть с глиной не ограничивая его во времени;
  • Не забывайте, что малыш может работать сосредоточенно первое время всего 8-10 минут, а потом можно постараться увеличить до 10-15.

 

Первые шаги - используем некоторые приемы лепки с глиной:

  •  Разминание – надавливания ручками и пальчиками на кусочек глины.
  •  Отщипывание – отделение от большого куска глины небольших кусочков при помощи большого и указательного пальчиков руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек глины, а затем отрывают его.
  •   Сплющивание – сжимания куска глины с целью придания ей плоской формы. Небольшой кусочек глины можно сплющить при помощи пальчиков. Большой кусок придавливают ладонями (под давлением веса тела) к плоской поверхности.
  •  Скатывание - это будет сделать проще двумя способами: одной ладошкой на столе или между двух прямых ладошек.
  •  Отпечатки - одно из самых увлекательных занятий для малышей - делать чем-нибудь отпечатки на глине. Вы раскатываете лепешку из глины, а малыш тыкает в него всем, чем можно (вернее всем, что Вы ему предложите): игрушечной вилкой, колпачком от фломастера, собственным пальчиком, ложкой, палочкой…

  •  Колбаска - научите малыша катать колбаску, используя два способа: между ручками и на столе.

 

 Меры предосторожности:

  • Следите за соблюдением «мер безопасности» - не позволяйте малышу разбрасывать глину, брать ее в ротик, размазывать по полу, одежде и игрушкам. Для этого необходимо организовать место для занятий:
  • Если вы решили провести занятия на полу, то желательно надеть на ребенка одежду, которую не жалко будет испачкать и застелить на пол клеенку.
  • Если вы решили проводить занятия на столе, то поставьте его там, где нет коврового покрытия, и застелите его клеенкой.
  • На занятиях лепкой будьте всегда рядом с малышом. После занятия заверните глину в мокрую тряпку и положите в полиэтилен, чтоб сохранить её мягкой. А глину для моделирования уберите в герметичную банку, чтоб она не засохла.

 

Фото детей на кружке можно посмотреть здесь

При подготовке использованы материалы сайта karapuziki

Если вы заинтересовались, то начинайте занятия со своим малышом.

По ссылке вы можете скачать примерное содержание первого занятия.  

А здесь вы можете посмотреть игру- занятие с глиной с детьми 1 мл. группы 


 В апреле закончил свою работу в этом учебном году кружок  «Глиняные забавки».  С 24 по 30 апреля  прошли отчётные занятия,  на которых вниманию родителей и детей был представлен  фильм, созданный руководителем кружка Щербаковой Ольгой Геннадьевной. В фильме была показана разносторонняя деятельность кружковцев: игры и работа с глиной, мастер- класс с родителями, выставка работ детей, изба (созданная совместно с родителями), в которой дети  встречались  на занятиях со сказочным героем домовёнком  Кузей. Вместе с родителями на занятии дети играли в игры с пальчиками, в которые они  могут поиграть с детьми в свободное время. Дети и родители посмотрели электронную книгу «Про Марфушку,Танюшку и Новый год», героями которой являются поделки, сделанные детьми на занятиях кружка. В конце занятия дети получили благодарности за активное участие в выставках поделок из глины. Хочется поблагодарить родителей за активность, за  тёплые отзывы и пожелания. 

В течение года было очень интересно с вами встречаться, спасибо, что не были равнодушными к нашей работе!

 

 

 

 

                                                                                  Руководитель: Щербакова Ольга Геннадьевна.

 

Дата последнего обновления страницы 04.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения